А.Е. Кулаковский о правильном пути человека в жизни

Этнопедагогические идеи народа саха как сложное интегральное образование, как продукт общественного и индивидуального сознания обладают свойством оптимистической бесконечности на созидание. Верность народным традициям и глубокое почитание своих истоков отличают суть жизни, деятельности и творчества первых представителей якутской интеллигенции как ярких носителей народного духа – Г.В. Ксенофонтова, А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского.

Известные сыны якутского народа всесторонне изучали якутскую культуру во всех ее проявлениях. Они через национальную глубину раскрывали всечеловеческую, возводя национальное до общечеловеческого значения. Потому их воззрения отличались глубинной патриотической и интернациональной ориентацией. А кредо их жизни и деятельности – духовность, нравственность, образованность, открытость жизни, российской, мировой культуре – особо значимо в переломные моменты жизни.

А.Е. Кулаковский как мыслитель является для народа саха признанным авторитетом, а для педагогической общественности – учителем учителей. Все свои блестящие знания и гуманитарную деятельность он посвятил подрастающему поколению. Обучая детей родному языку в Таттинском, Вилюйском улусах и г. Якутске, учитель учителей воплощал в жизнь идеи духовного развития личности. Работая в Якутском губернском революционном комитете (с 15 марта 1920 г.), А.Е. Кулаковский развернул большую работу в области народного образования.

Будучи членом переводческой группы при Наркомпросздраве, он проделал значительную работу по переводу и изданию учебных пособий на якутском языке для национальных школ. Ещё с 1912 г. А.Е. Кулаковский яростно отстаивал необходимость обучения детей на родном языке и введения в школьные программы регионального материала.

Об этом свидетельствуют его предсмертные слова: «…всю жизнь боролся за образование своего народа, и это претворилось в жизнь…».

С этнопедагогической точки зрения весьма интересны рассуждения философа В.Д. Михайлова о концепции А.Е. Кулаковского, о «правильном пути» человека в жизни. Профессор отмечает, что «основой философии» правильного пути А.Е. Кулаковского являются идеи толерантности и принцип «срединного пути», и подчеркивает, что принцип «срединности» самобытного мыслителя заключается не в борьбе, а в согласии и гармонии, не в подчинении, а в сотрудничестве, и составляет суть общественно-политической деятельности и философии А.Е. Кулаковского.

В.Д. Михайлов утверждает, что «добро и любовь являются первоначалом толерантных традиций древних якутов, выдвигаемых А.Е. Кулаковским в качестве предпосылки «правильного пути» жизни человека». По мнению исследователя А.А. Бурцева, принцип «срединности», отраженный в стихотворении А.Е. Кулаковского «Обездоленный еще до рождения», где описывается диалог между отцом, который хочет сильного, смелого, красивого, умного, удачливого, богатого сына, и матерью, которая высказывает обратные доводы и желает лишь, чтобы он «не умер бы от хвори, подольше бы жил», как отказ от крайностей чрезмерных желаний стабилизирует гармонию «правильного пути».

Интересно
А.Е. Кулаковский получил признание как родоначальник якутской литературы, но изучение и анализ литературного, публицистического, эпистолярного наследия позволяют признать его одним из крупных исследователей философско-этических, духовно-нравственных, этнопедагогических воззрений народа саха.

Причастность А.Е. Кулаковского к этнопедагогическому наследию народа подтверждается следующими факторами. Во-первых, собирая и изучая богатство материнского языка, фольклора, оттенков живой народной речи, он руководствовался патриотическими чувствами и пафосом одной общей мысли – показать молодому поколению древность и красоту национальной культуры, приобщить детей с малых лет к родным истокам.

В течение 27–28 лет он собрал со всех уголков якутского края 900 пословиц, 300 загадок, архаизмов, синонимов, омонимов, провинциализмов, народных песен, легенд, былин, изучал множество диалектов.

А.Е. Кулаковский, восторгаясь богатством, красотой, поэтичностью родного языка, «с прискорбием замечал», что якутская интеллигенция «недостаточно знает свой материнский язык», и призывал к возрождению утерянных связей родниковых источников. В то же время как великий мыслитель-гуманист он призывал к открытости культуры, общему языку с русским народом и всеми «цивилизованными нациями».

Во-вторых, в трудах А.Е. Кулаковского отражена народная панорама семейной, социально-бытовой жизни народа. Его поэтические произведения пронизаны нравственными идеями и раскрывают социально-педагогическую и морально-этическую сущность традиций и обычаев народа саха.

В-третьих, в своих поэмах «Ёрустэр бэлэхтэрэ» («Дары Лены»), «Ойуун тyyлэ» («Сон шамана»), а таже в письме «Якутской интеллигенции» А.Е. Кулаковский фактически раскрывает идею сбалансированного развития триады природы, общества и экономики. Утверждая единство человека, природы и общества, он предсказывал экологические катаклизмы ранимой северной природы и разрушительные последствия бесхозяйственного использования природных ресурсов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)