Нематериальные активы
По утверждению некоторых специалистов, только 5 % отечественных предприятий имеют на балансе нематериальные активы. Тем не менее мы считаем актуальными исследования в области оценки нематериальных активов, поскольку развитие в России рыночных отношений хозяйствования порождает необходимость в такой оценке во всё больших масштабах. И это понятно: рыночная экономика в основном развивается за счёт создания и использования интеллектуальных ценностей и других видов нематериальных активов.
Оценка нематериальных активов в Российской Федерации сейчас применяется при:
- купле или продаже нематериальных активов;
- расчёте вклада (в виде нематериального актива) в уставный капитал предприятия;
- переуступке прав (полных или неполных) на нематериальный актив по договору о передаче;
- определении страховых сумм, выплат и процентов при страховании нематериального актива;
- использовании нематериального актива в качестве залога в процессе кредитования;
- увеличении массы оборотных средств предприятия за счёт ускоренной амортизации нематериальных активов;
- оптимизации налогооблагаемой базы.
С развитием рыночных отношений хозяйствования в России объём сделок с нематериальными активами предприятий, следовательно, и их оценка будут постоянно расти быстрыми темпами.
Нематериальные активы – это определённая группа активов предприятия, обладающих способностью приносить чистый доход (или создающих условия для получения чистого дохода), способностью отчуждения, используемых в течение длительного (более года) срока, но не имеющих физического содержания.
С точки зрения назначения и особенностей правового регулирования нематериальные активы подразделяются на три группы:
- интеллектуальная собственность (в данном контексте – промышленная собственность); к ней относятся гудвилл, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, наименования мест происхождения товара, фирменное наименование, знаки обслуживания, секреты производства, ноу-хау, программы ЭВМ и базы данных, топология интегральных микросхем, авторские и смежные права, включая лицензии на определённые виды деятельности;
- имущественные права – права пользования природными ресурсами (землёй, водными ресурсами, недрами и пр.) и имуществом (зданиями и сооружениями, оборудованием);
- отложенные (или, как их ещё называют, капитализированные) затраты (организационные расходы, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и пр.); организационные расходы включают затраты на создание предприятия (в том числе вклад в уставный капитал), брокерского места на бирже и пр.
Гудвилл определяется как деловая репутация предприятия (стоимость управления предприятием), которая не только приносит ему сверхнормативные прибыли (о чём мы будем говорить ниже), но и требует постоянных немалых дополнительных расходов для поддержания деловой репутации.
Ноу-хау – это нерегистрируемые и неохраноспособные новые идеи, формулы, методы, принципы и коммерческая информация (в том числе заявки на выдачу патента (свидетельства), которые находятся в стадии оформления; конструкторская, технологическая и другая документация; опытные образцы и лабораторные макеты объектов новой техники; научные отчёты и монографии, инструкции и методики проведения экспериментов, технологические регламенты и другая производственная информация, имеющая коммерческую ценность для конкурентов или потенциальных покупателей), конфиденциальная информация (в том числе секретного производства, бизнес-планы, практический опыт организации бизнеса, технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов и т.д.).
- Управленческий аспект повышения инновационной активности предприятия
- Экономико-математическая модель оценки эффективности жизненного цикла изделия, товара, продукта, технологии и инновации
- Понятие технологического уклада и жизненного цикла
- Эффективность инноваций для разрабатывающего предприятия
- Риски инновационных процессов
- Оценка экономической эффективности инновационного процесса
- Обеспечение возможности поставки нового продукта на конкурентных условиях и закрепление его на рынке
- Организация сбыта нового продукта
- Маркетинговое исследование по новому продукту и его позиционирование
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу