Основные категории педагогической праксеологии

Осознанность деятельности профессионального педагога строится на понимании природы и закономерностей становления человека и развития педагогических процессов, а также на фундаментальных и прикладных знаниях своей предметной области. Возможность осознания явлений и событий появляется только при рассмотрении их в системе категорий, которыми постигается действительность.

Вот почему стремление добраться до глубинных смыслов педагогической деятельности требует развития категориального мышления или, иначе, умения использовать философские и общенаучные категории в качестве инструмента рефлексии по поводу педагогической реальности самым общим проявлением жизни является активность.

Формы преобразовательной активности человека принято описывать следующими категориями и понятиями: труд — практика — опыт — работа — деятельность— профессия, Посмотрим, каким содержанием наполняется каждая из них применительно к сфере педагогики, выделив следующий понятийный ряд: педагогический труд, работа педагога, педагогическая практика (в широком смысле), педагогический опыт, профессиональное поведение, педагогическая деятельность.

Педагогический труд. Наиболее общее понятие в этом ряду — педагогический труд. Труд — одна из важнейших философских категорий. Ее используют для обозначения способа преобразования
действительности, основанного на целенаправленном приложении человеком физических и интеллектуальных сил, энергии, времени к какому-либо предмету.

В этом понятии на первый план обычно выступает социально-экономический аспект. Результаты
труда измеряются с позиций категории стоимости и обмена. Труд объективно врожден человеку (онтологичен), он является, по мнению К.Маркса, «вечным естественным условием его
жизни». Т.Котарбинский считал, что труд — это сплетение действий, имеющих характер преодоления трудностей в целях удовлетворения чьих-то существенных потребностей.

Отсюда не всякую деятельность можно назвать трудом.

Важными признаками труда являются:

-цель, направленная на преобразование того или иного предмета в соответствии с потребностями человека;
– необходимость приложить усилия (затратить энергию) для получения определенного продукта;
– социально значимый результат.
Развивающий человека труд требует целесообразности и осмыспенности составляющих его видов жт-.й-юепт. Целесообразность в данном случае — осознанность дели, возможность предвидеть и получить желаемый результат. Деятельность, не имеющая смысла.

Труд педагога имеет свою специфику. В соответствии с материальной или идеальной природой предмета приложения усилий и результата труд делится на умственный и физический. В содержательно-смысловом отношении различается производительный (в результате которого производится определенный продукт) и обслуживающий (направленный на удовлетворение чьих-либо потребностей) труд.

Возникает ряд вопросов. К какому из этих видов относится труд педагога? Производит ли он что-либо и для кого? Если нет, чьи нужды он обслуживает? Что в данном случае опредмечивается (присваивается личностью) и распредмечивается (переходит из личностного достояния в общественную сферу)?

Проанализировав различные сферы образовательной практики, мы увидим, что содержательный диапазон, который осваивает человек с помощью педагогического труда, достаточно широк.
Здесь и опыт человечества, и достижения культуры: достояния той или иной предметной области, моральные и нравственные нормы, внутренние переживания участников педагогических процессов, система различных отношений, связывающих людей, — одним словом, все грани бытия.

Любой труд направлен на преобразование предмета с помощью определенных действий. Что же является предметом труда для учителя? Чаще всего, отвечая на этот вопрос, педагоги указы-
вают непосредственно на учебный предмет, который они преподают, или личность учащегося (воспитанника), считая, что должны как можно более полно овладеть им и/или преобразовать со-
образно своим представлениям.

Но предметом труда в образовательном пространстве в равной степени становятся и система отношений «педагог—воспитанник», и педагогическая ситуация, и условия обучения (воспитания), деятельность,учителя, его профессиональное поведение и организация жизнедеятельности, а
также многое другое.

Вопрос о предмете педагогической деятельности ведет к необходимости его дифференциации для того или иного вида профессиональной активности. Предметом труда воспитателя могут
являться: социальное поведение, личностные характеристики, управление развитием, межличностные отношения, условия развития, ситуация воспитания, воспитательная среда. Для преподавателя — процесс усвоения учебной информации.

Для социального работника или педагога-консультанта — проблема клиента. Для игротехника — игровая ситуация и т.д. При этом наблюдается историческая динамика предмета педагогического труда. Она выражается в постепенной смене направленности педагогической деятельности. Сегодня акценты в профессиональной активности все чаще переносятся с преобразования личности на преобразование межличностной сферы, сферы отношений, образовательного пространства, воспитательной среды.

Это находит отражение в понятиях, которыми приоритетно описываются образовательные процессы. Если раньше речь шла преимущественно о педагогическом воздействии, то сегодня педагоги стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Все чаще употребляется и такое понятие, как событие.

Под словосочетанием «разделение труда» обычно подразумевают специализацию трудовых функций, их распределение между различными членами общества. В педагогической сфере это разделение довольно условно. Школьный учитель, например, не только учят, но и воспитывает, поддерживает, вступает в коммуникацию.

В то же самое время существуют классные воспитатели, социальные работники, гувернеры, школьные психологи, лекторы, чей труд более специализирован.  В трудовой деятельности осуществляется «обмен веществ» между человеком и природой. В педагогической деятельности происходит бмен ценностями и смыслами между людьми.

Совместность труда Порождает различного типа производственные отношения. Их
специфику в педагогической деятельности определяет то обстоятельство, что они обязательно «встроены» в человеческие отношения, совмещены с ними. Поэтому попытки ограничиться в образовательном процессе лишь функциональным (деловым) взаимодействием выводят нас за пределы педагогического качества.

Однако любое разделение требует в ответ формирования «встречного» типа отношений, связывающих в труде «разделенных» трудом людей. Таким образом, в зависимости от характера и организации труд способен в одинаковой мере как объединять, так и разъединять людей, тем самым порождая отношения кооперации или конкуренции, специализации или комплементарности (дополнительности).

Педагогическому труду по его природе чужда идея борьбы, конкуренции. Напротив, идея совместности труда (сотрудничества), перенесенная в педагогику, дает интереснейшие инновационные результаты.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)