Основные категории педагогической праксеологии
Осознанность деятельности профессионального педагога строится на понимании природы и закономерностей становления человека и развития педагогических процессов, а также на фундаментальных и прикладных знаниях своей предметной области. Возможность осознания явлений и событий появляется только при рассмотрении их в системе категорий, которыми постигается действительность.
Вот почему стремление добраться до глубинных смыслов педагогической деятельности требует развития категориального мышления или, иначе, умения использовать философские и общенаучные категории в качестве инструмента рефлексии по поводу педагогической реальности самым общим проявлением жизни является активность.
Педагогический труд. Наиболее общее понятие в этом ряду — педагогический труд. Труд — одна из важнейших философских категорий. Ее используют для обозначения способа преобразования
действительности, основанного на целенаправленном приложении человеком физических и интеллектуальных сил, энергии, времени к какому-либо предмету.
В этом понятии на первый план обычно выступает социально-экономический аспект. Результаты
труда измеряются с позиций категории стоимости и обмена. Труд объективно врожден человеку (онтологичен), он является, по мнению К.Маркса, «вечным естественным условием его
жизни». Т.Котарбинский считал, что труд — это сплетение действий, имеющих характер преодоления трудностей в целях удовлетворения чьих-то существенных потребностей.
Отсюда не всякую деятельность можно назвать трудом.
Важными признаками труда являются:
-цель, направленная на преобразование того или иного предмета в соответствии с потребностями человека;
– необходимость приложить усилия (затратить энергию) для получения определенного продукта;
– социально значимый результат.
Развивающий человека труд требует целесообразности и осмыспенности составляющих его видов жт-.й-юепт. Целесообразность в данном случае — осознанность дели, возможность предвидеть и получить желаемый результат. Деятельность, не имеющая смысла.
Труд педагога имеет свою специфику. В соответствии с материальной или идеальной природой предмета приложения усилий и результата труд делится на умственный и физический. В содержательно-смысловом отношении различается производительный (в результате которого производится определенный продукт) и обслуживающий (направленный на удовлетворение чьих-либо потребностей) труд.
Возникает ряд вопросов. К какому из этих видов относится труд педагога? Производит ли он что-либо и для кого? Если нет, чьи нужды он обслуживает? Что в данном случае опредмечивается (присваивается личностью) и распредмечивается (переходит из личностного достояния в общественную сферу)?
Проанализировав различные сферы образовательной практики, мы увидим, что содержательный диапазон, который осваивает человек с помощью педагогического труда, достаточно широк.
Здесь и опыт человечества, и достижения культуры: достояния той или иной предметной области, моральные и нравственные нормы, внутренние переживания участников педагогических процессов, система различных отношений, связывающих людей, — одним словом, все грани бытия.
Любой труд направлен на преобразование предмета с помощью определенных действий. Что же является предметом труда для учителя? Чаще всего, отвечая на этот вопрос, педагоги указы-
вают непосредственно на учебный предмет, который они преподают, или личность учащегося (воспитанника), считая, что должны как можно более полно овладеть им и/или преобразовать со-
образно своим представлениям.
Но предметом труда в образовательном пространстве в равной степени становятся и система отношений «педагог—воспитанник», и педагогическая ситуация, и условия обучения (воспитания), деятельность,учителя, его профессиональное поведение и организация жизнедеятельности, а
также многое другое.
Вопрос о предмете педагогической деятельности ведет к необходимости его дифференциации для того или иного вида профессиональной активности. Предметом труда воспитателя могут
являться: социальное поведение, личностные характеристики, управление развитием, межличностные отношения, условия развития, ситуация воспитания, воспитательная среда. Для преподавателя — процесс усвоения учебной информации.
Для социального работника или педагога-консультанта — проблема клиента. Для игротехника — игровая ситуация и т.д. При этом наблюдается историческая динамика предмета педагогического труда. Она выражается в постепенной смене направленности педагогической деятельности. Сегодня акценты в профессиональной активности все чаще переносятся с преобразования личности на преобразование межличностной сферы, сферы отношений, образовательного пространства, воспитательной среды.
Это находит отражение в понятиях, которыми приоритетно описываются образовательные процессы. Если раньше речь шла преимущественно о педагогическом воздействии, то сегодня педагоги стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Все чаще употребляется и такое понятие, как событие.
Под словосочетанием «разделение труда» обычно подразумевают специализацию трудовых функций, их распределение между различными членами общества. В педагогической сфере это разделение довольно условно. Школьный учитель, например, не только учят, но и воспитывает, поддерживает, вступает в коммуникацию.
Совместность труда Порождает различного типа производственные отношения. Их
специфику в педагогической деятельности определяет то обстоятельство, что они обязательно «встроены» в человеческие отношения, совмещены с ними. Поэтому попытки ограничиться в образовательном процессе лишь функциональным (деловым) взаимодействием выводят нас за пределы педагогического качества.
Однако любое разделение требует в ответ формирования «встречного» типа отношений, связывающих в труде «разделенных» трудом людей. Таким образом, в зависимости от характера и организации труд способен в одинаковой мере как объединять, так и разъединять людей, тем самым порождая отношения кооперации или конкуренции, специализации или комплементарности (дополнительности).
Педагогическому труду по его природе чужда идея борьбы, конкуренции. Напротив, идея совместности труда (сотрудничества), перенесенная в педагогику, дает интереснейшие инновационные результаты.
- Формирование опыта продуктивной деятельности
- О развитии праксеологической продуктивности педагога
- Профессиональная культура и педагогическое мастерство
- Профессионально-педагогическая компетентность
- Квалификация и компетентность педагога
- Праксеологическая коррекция педагогической деятельности
- Праксеологические ошибки педагога
- Проблема выбора в профессиональной деятельности педагога
- Стиль профессионально-педагогической деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу