Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия и бизнеса
Оценку бизнеса осуществляют с применением трёх вышеописанных подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определённые характеристики объекта.
Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.
На практике подходы могут давать совершенно различные показатели стоимости. В чём же причины этого? Во-первых, рынки являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии; во-вторых, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны и др. Рассмотрим методы оценки, применяемые при различных подходах.
Доходный подход. Основных методов доходного подхода два.
- Метод капитализации доходов – стоимость бизнеса (V) определяется по формуле V = D/R, где D – чистый доход бизнеса за год; R – коэффициент капитализации.
- Метод дисконтирования денежных потоков – стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода.
Если доходы предприятия существенно изменяются год от года, то для целей оценки бизнеса выбирается метод дисконтирования денежных потоков, для чего проводится прогнозирование денежных потоков в разные временные периоды.
Ставку дисконтирования обычно определяют кумулятивным методом, который основывается на учёте безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется экспертно оцениваемая премия за инвестирование в данную компанию. Эта премия представляет собой доход, который требует инвестор в качестве компенсации за дополнительный риск, связанный с капиталовложениями в данную компанию, по сравнению с безрисковыми инвестициями.
Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.
Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Методов затратного подхода тоже два:
- Метод стоимости чистых активов – стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств.
- Метод ликвидационной стоимости – стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учётом затрат на его ликвидацию.
Применение затратного подхода в оценке бизнеса наиболее обоснованно в следующих случаях:
- оценка всего предприятия;
- оценка контрольного пакета акций компании, обладающей значительными материальными активами;
- оценка недавно созданных предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях или имеются затруднения с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;
- нет рыночной информации о предприятиях-аналогах;
- ликвидация предприятия (метод ликвидационной стоимости).
Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.
Сравнительный подход. Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.
- Метод рынка капитала – стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий.
- Метод сделок – стоимость бизнеса определяется с учётом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов.
- Метод отраслевых коэффициентов – ориентировочная стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики.
Для расчётов по методам рынка капиталов и сделок необходимо использование оценочных мультипликаторов. Как уже говорилось, сравнительный подход даёт наиболее точные результаты, если существует активный рынок аналогичных объектов собственности.
Аналог объекта оценки – это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам другой объект, цена которого (стоимость акций) известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.
Точность оценки зависит от качества собранных данных, включающих физические характеристики, время продажи, местоположение, условия продажи и финансирования.
- Управление стоимостью предприятия
- Пример оценки стоимости предприятия
- Методы определения весовых коэффициентов при согласовании результатов оценки
- Характеристика основных разделов отчёта
- Требования к содержанию отчёта об оценке
- Оценка пакета акций с учётом премий и скидок
- Расчёт премии и скидок с учётом степени контроля и ликвидности пакета акций
- Учёт уровня контроля над предприятием в оценке стоимости пакетов акций
- Метод отраслевых соотношений
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу