Этапы развития мировой экономики

Формирование международной экономики в XIX в. Мировая эко­номика представляет собой совокупность национальных экономик и их хозяйственных отношений друг с другом, т.е. международ­ных экономических отношений. Сфера устойчивых товарно-денеж­ных отношений между странами, связанными между собой уча­стием в международном разделении труда, образует мировой ры­нок. Зарождение мирового рынка относится к XVI —XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончатель­ное формирование завершилось на рубеже XI X —X X вв.

Основной компонентой сферы международных товарно-денеж­ных отношений является международная торговля, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля по-настоящему стала интенсивно развиваться в XI X в. Менее чем за 100 лет (с 1830 по 1913 г.) объем мирового товарообмена вырос в 20 раз, тогда как за три предыдущих века он лишь утроился. На протяжении XIX в. темпы роста международной торговли впервые стали стабильно опережать темпы роста мирового производства. Мировая торговля в 1913 г. достигла уровня 33% всемирного производства, хотя в 1800 г. она составляла лишь 3 % объема производства. Таким образом, именно в XIX в. начался процесс глобализации мировой экономики.

Экономика разных стран мира в этот период становилась все более открытой; это привело к тому, что в 1913 г. экспорт европейских стран составил 14% их ВНП, тогда как в 1830 г. на него приходилось лишь 5 %. Ранее, в XVIII в., он едва достигал 2—3 % ВНП. Общий объем мировой торговли в 1850 г. оценивался на сум му в 800 млн фунтов стерлингов; в 1913 г. объем мировой торговли достиг 8 млрд фунтов стерлингов.

В XIX в. отмечался не только небывалый рост международной торговли, но и изменился ее характер. Торговля пряностями, процветавшая в прежние века, сменилась обменом сырьевыми това­рами. Объем торговли сырьевыми товарами к концу века составил около 60 % всего товарообмена. В XIX в. начался и процесс перехода к международному обмену промышленными товарами.

В течение всего XIX в. Европа оставалась главным центром международной торговли; в 1850 г. она обеспечивала 70% мирового товарооборота. На долю одной только Великобритании приходи­лось 20 % мировой торговли. Второе и третье места занимали Германия и Франция. Эти три державы обеспечивали 40% мирового товарооборота. В структуре экспорта из Европы доминировала именно эта группа стран, которая контролировала 70 % рынков сбыта европейских товаров.

Однако постепенно роль Европы в мировой торговле стала ослабевать. Спад наметился к 1880 г. — доля континентальной Евро­пы в мировом товарообмене сократилась до 64%, а доля Западной Европы — до 50 %. Наблюдалась тенденция к диверсифика­ции торговли, изменению направления товарных потоков. В Азию и Африку стало поступать 13 % европейского экспорта вместо 6 % в 1880 г.

Доля Северной Америки, напротив, сокращалась. Следу­ет отметить, что наиболее диверсифицированным был экспорт из Великобритании, так как лишь 35 % его направлялось в страны континентальной Европы. Конец столетия ознаменовался умень­шением доли Великобритании в мировой торговле. Ее доля сни­зилась с 20,3 % мировой торговли в 1850 г. до 14 % в 1913 г. Однако в торговле многими видами товаров она сохранила свое первен­ство в мировом товарообмене.

Основные факторы роста международной торговли были пре­имущественно связаны с промышленными революциями, свершившимися в XI X в., а также с революционными изменениями в философии и политике. Как известно, первая промышленная революция произошла в Великобритании в XVIII в.

Технические нововведения в хлопко­прядении дали мощный толчок развитию текстильной промыш­ленности. Вторым важным этапом революции стали нововведения в металлургии — начала формироваться новая железорудная от­расль, росло количество коксовых печей, заменивших собой печи по пережиганию древесины на древесный уголь. Это позволило в период с 1760 по 1788 г. удвоить выплавку чугуна, а в течение последующих 20 лет увеличить ее в 4 раза.

Во многих странах получили развитие новые виды транспорта. Появились паровозы и железные дороги, пароходы и каналы, ав­томобили и шоссе. Благодаря этому сократились транспортные издержки, сопровождающиеся уменьшением издержек производства. Это вело к падению цен на товары и значительно облегчало международный обмен. Однако данную эволюцию нельзя отделить от изменений в человеческом факторе, от роста населения и его миграции. Этот процесс способствовал дифференциации по­требностей людей и повышению спроса, что стимулировало рас­ширение международной торговли. Возрастал и объем предложе­ния на рынках труда, что также способствовало росту торговли.

Экономический рост в XIX в. явился результатом не только инноваций и демографического подъема, но и инвестиционной деятельности. С 1830 по 1870 г. объем инвестиций увеличился с 7 до 14% валютного национального продукта, что было связано с крупными вложениями капитала в оборудование для текстиль­ной промышленности и черной металлургии, строительство же­лезных дорог, морских судов и оснащение других растущих от­раслей, оказывающих существенное влияние на международную торговлю.

По сравнению с предыдущими столетиями XIX в. стал веком активного экономического роста. Темпы роста ВНП иногда пре­вышали 5 %, а в расчете на душу населения достигли 4%. В течение всего этого периода рост доходов населения Европы составил приблизительно 1,25% в год. Подъем уровня жизни обеспечивал рост сбережений, являющихся источником инвестиций, повы­шал платежеспособный спрос населения в разных странах.

Прямым следствием экономического роста явилась тенденция к либерализации международной торговли. Либеральные идеи стали интенсивно обосновываться и пропагандироваться в теории французских демократов, которые про­возгласили в XVIII в. правило «попустительства-разрешения».

Прак­тическое значение этого правила состояло в стремлении смягчить запреты на экспорт сельскохозяйственной продукции. Либераль­ные идеи были развиты А.Смитом в его работе «Исследования о природе и причинах богатства народов». Позже Д. Рикардо в своем трактате о налогах, опубликованном в 1817 г., путем строгих тео­ретических построений доказал, что международная специализа­ция обеспечивает взаимные выгоды при свободном обмене между торговыми партнерами.

Распространение либеральных идей способствовало свободно­му обмену, а Великобритания превратилась в главный центр сво­бодного обмена. Одним из первых примеров применения доктри­ны свободного обмена стало заключение в 1786 г. в Эдене франко- британского договора, который обеспечивал возможности сво­бодной торговли между этими странами. Однако в связи с Великой Французской революцией и наполеоновскими войнами повсеместного распространения идей свободного обмена не произошло.

Большая часть континентальной Европы придерживалась полити­ки протекционизма из-за экономических трудностей, особенно обострившихся в период глубокой депрессии 1870—1880 гг., а также из-за постоянных войн, в частности франко-германской войны 1870 г. Конец 1880-х — начало 1890-х гг. были отмечены тарифными, иначе говоря, торговыми войнами, в частности, между Францией и Италией, Францией и Швейцарией, Герма­нией и Россией.

Пошлины на сельскохозяйственную продукцию выросли в среднем на 25 % и были значительно увеличены тари­фы на ввоз промышленных товаров. К началу XX в. средняя величи­на таможенных пошлин составляла: в России — 28, в США — 18,5, во Франции — 9,8, в Германии — 9,8%.

В этот период наблюдается также быстрый рост объема произ­водства США и Германии, создающий угрозу господству Вели­кобритании в мировой торговле. Особенно высокими темпами развивалась экономика США. Вступив в период индустриализа­ции, американцы не стали изобретателями технических новинок. Для повышения производительности они в основном использова­ли технические идеи, появившиеся в Англии.

Постепенно трудовые ресурсы в США начали перемещаться из сельского хозяйства в промышленность, в результате уже к 1870 г. 60 % трудовых ресурсов было занято в сельском хозяйстве (вме­сто 90% в начале века), 24 — в промышленности и 16 — в сфере услуг. По мере развития американской промышленности товары, произведенные в США, начали завоевывать британские рынки. В итоге доля США в мировом рынке промышленными товарами увеличилась с 3,4% в 1884 г. до 9,8 % в 1899 г. В результате США обогнали Нидерланды в 70-х гг., Бельгию — 80-х гг. и вырвались на первое место в 90-х гг., потеснив Великобританию. Все это породило в Великобритании антилиберальные настроения и зна­меновало завершение эры свободной торговли к началу XX в.

Эволюция международной торговли в XX в. Основные измене­ния в мировом производстве и международной торговле можно проследить на рис. 15.1.

Первая половина XX в. характеризуется серьезным спадом меж­дународного обмена. В период 1913— 1950 гг. рост торговли оказал­ся практически на нулевом уровне и существенно отставал от ро­ста производства. Первая мировая война и мировой экономический кризис 1929— 1930 гг. способствовали дезинтеграции международной тор­говли.

В стремлении защитить национальную экономику страны бездумно обратились к политике ограничения импорта. Франция стала одной из первых стран, которые применили широкомасш­табные меры количественного ограничения импорта в целях, как полагали политики, борьбы с экономическим спадом. Эти меры вызвали ответные действия со стороны торговых партнеров, ко­торые, в свою очередь, порождали контрмеры и подрывали товарообмен.

Мировой экономический кризис повлек за собой новое паде­ние доли Европы в мировой торговле. Самый низкий ее уровень был отмечен в 1948 г. Доля Западной Европы в мировой торговле в 1937 г. составила 35 % против 60 % в 1880 г. Внутриевропейская торговля сократилась с 40 % мировой торговли в 1913 г. до 29 % в 1938 г. Спад европейской торговли оказался выгоден прежде всего США. Торговый оборот Северной Америки к 1939 г. достиг 22% мировой торговли.

В отличие от предвоенного периода послевоенный период с 1949 по 1973 г. принято считать золотым веком всемирного эконо­мического роста и развития мировой торговли. Средние темпы роста промышленного производства в мире достигали 6 % в год. В Японии они даже намного превышали 10 %. Этот необычайный рост прервался в 1973 г.

Кризис 1973— 1974 гг. ударил по всем развитым странам почти одновременно. Началась стагнация производства и (впервые после Второй мировой войны), его сокращение в отдельных странах. Главным фактором кризиса многие экономисты считали нефтя­ной кризис.
Первый нефтяной кризис не имел прецедентов в истории ми­ровой торговли. В октябре 1973 г. члены организации стран — экс­портеров нефти (ОПЕК) договорились одновременно повысить цены на сырую нефть на 70 %. В декабре этого же года ОПЕК по­высил цены еще на 30%. За несколько месяцев цена барреля не­фти выросла с 2 до 14 долл. Последствиями этого удара стали эко­номический спад и взлет инфляции в индустриальных странах. Эти страны были вынуждены изымать из национального дохода значительные суммы на приобретение прежнего объема нефти, составлявшее 2 — 3% ВВП.

После периода относительной стабильности цен на нефть в 1979 г. разразился второй нефтяной кризис, связанный с началом И рано-Иракской войны. Цена за баррель нефти подскочила с
12 до 35 долл. (в начале XXI в. достигла уровня 70 долл.). В Западной Европе с непрерывным ростом курса доллара в 1980— 1985 гг. стоимость импортируемых энергоносителей в национальной валюте повысилась в еще большей мере. Например, во Франции расходы на энергоносители увеличилась с 17 млрд франков в 1973 г. до 187 млрд в 1984 г., что составило 29 % всего импорта, или 6 % ВВП.

Два нефтяных кризиса, совпавшие с потрясениями международной валютной системы и нарастанием макроэкономического спада, способствовали замедлению экономического роста и раз­витию международного обмена. Трудности 70-х гг. усилились с ужесточением конкуренции в международной торговле, связан­ной с появлением новых стран-экспортеров и спадом в традици­онных отраслях экономики развитых стран. Все это вызвало определенный возврат к протекционизму, в основном в виде применения нетрадиционных барьеров, которые теперь стали называть «новым протекционизмом».

После стагнации начала 80-х гг. и спада 1982 г. объем междуна­родной торговли стал нарастать; кризис был преодолен; темпы роста во второй половине 80-х гг. составили 6 % в год, в 90-е гг. — около 5 %.

Укрепление международного обмена способствовало развитию внутриотраслевой торговли. Торговля считается внутриотраслевой, если страны-партнеры обмениваются, экспортируют или импор­тируют товары, относимые к одной отрасли или к одной катего­рии изделий. Например, экспортируют и одновременно импорти­руют автомобили или станки, или электронную технику. Этот вид торговли основывается на предметной и подетальной специали­зации, а не на отраслевой, как, например, экспорт станков в обмен на продовольствие.

Одновременно в этот период наблюдается перераспределение ролей между развитыми странами. В 1950 г. объем торговли США составлял 32 % мирового товарообмена, и эта страна явно доми­нировала в международной торговле; Великобритания занимала второе место.
В 1960— 1970-е гг. роль этих двух стран снижалась, в то время как повышалась роль ФРГ и Японии. Эти изменения, произошед­шие во второй половине XX в., иллюстрируются данными, при­ веденными в табл. 15.1.

Начиная с 1970-х гг. в мировой торговле важную роль начинает играть группа развивающихся стран, именуемых «новыми индустриальными». Отличительные черты этих стран состоят в том, что, во-первых, их доля в мировом экспорте промышленных из­делий растет; во-вторых, они демонстрируют высокие темпы ин­дустриализации и роста национального производства; в-третьих, они проводят ориентированную на внешний рынок политику, часто характеризующуюся стратегией поощрения экспорта.

Среди первой волны таких стран доминировали четыре страны Юго-Восточной Азии: Гонконг, Южная Корея, Сингапур и Мек­сика. Их доля в мировом экспорте промышленных изделий, начи­ная с 1988 г., превышает 10 %. Первоначально на рынки развитых стран проникали текстильные товары, одежда и обувь, но посте­пенно их заняли такие современные товары, как оборудование для телекоммуникаций, аудио- и видеотехника, станки и элек­троника.

В 1980 г. появилась вторая группа новых индустриальных стран. Это, прежде всего, азиатские страны (Таиланд, Малайзия, Ин­донезия, Индия, Филиппины, Пакистан, Макао), которые постепенно заменили страны первой группы в экспорте одежды и прочих распространенных промышленных товаров.

Начиная с 90-х гг., в международный обмен все активнее вклю­чается Китай. В настоящее время он занимает 10-е место среди ведущих экспортеров мира, вместе с Гонконгом по доле в миро­вом товарообороте опережает Великобританию.

По мнению многих специалистов в области мировой экономи­ки, концепция международных экономических отношений, пре­обладавшая в течение длительного времени, — концепция «центр- периферия», или «Север-Юг» устарела и ее следует заменить бо­лее современной концепцией. В качестве такой концепции пред­лагается модель трехполюсного мира — триады.

Состав триады включает три зоны: Америка, Азия, Евроафрика. Мировую тор­говлю анализируют на базе этого нового подхода. Каждая зона представляется иерархической системой с одной или несколькими странами-лидерами и развивающейся зоной, которая тесно связана с лидерами по линии торговли и внутризональной кооперации.

Каждая из сложившихся зон делится на три подгруппы. В аме­риканскую зону в качестве лидера входит США; вторую подгруп­пу образует Канада и Мексика; в третью подгруппу входят страны Южной Америки.
246

В евроафриканскую зону в качестве лидера входят страны Ев­ропейского союза, вторую подгруппу образуют остальные страны Западной Европы; в третью подгруппу входят страны Африки и некоторые страны Восточной Европы.

В азиатскую зону в качестве лидера входит Япония, вторую подгруппу образуют новые индустриальные страны Азии, Авст­ралия и Новая Зеландия; в третью подгруппу входят остальные страны Азии.

Каждая из этих зон имеет «ядро», вокруг которого вырабаты­ваются соглашения о партнерстве (типа зоны свободной торговли или таможенного союза). В Европе это Европейский Союз (ЕС), в Северной Америке — Североамериканская ассоциация свободной торговли между тихоокеанскими странами в рамках АСЕАН.

Другие зоны мира (такие, как слабо связанная с ЕС часть Во­сточной Европы, Китай и Средний Восток) многие экономисты рассматривают как стратегические субзоны, которые могут влиться в уже сложившиеся зоны или превратиться в «горячие точки».

Интеграция России в мировую экономику: состояние и перспек­тивы. Одной из важнейших проблем мировой экономики начала XXI в. является эволюция положения Восточной Европы и ее способность укрепить или изменить структуру евроафриканской зоны, возможно, заменить в ней страны южнее Сахары (СЮС) — «чер­ную Африку». С ней тесно связана другая важнейшая проблема – эволюция положения России и стран бывшего СССР в мировой экономике.

Необходимость адаптации отечественного народного хозяйства к развивающимся процессам мировой экономики требует выбора такой стратегии взаимодействия с внешним миром, которая поз­воляла бы постепенно улучшать позиции России в международ­ном обмене ресурсами и по возможности блокировать неблаго­приятные внешние воздействия.
Согласно отчету Всемирного экономического форума о конку­рентоспособности стран мира за 2000 г.

Россия занимает послед­нее место среди 59 оцененных форумом государств. Она находится на стадии развития конкуренции, при которой главную роль иг­рают факторы производства. Это обусловлено использованием оте­чественными производителями преимуществ, связанных в основ­ном с наличием запасов природных ресурсов и достаточно круп­ного овеществленного капитала. Эти преимущества, как показы­вает мировая практика, характерны своей нестабильностью. В гораздо меньшей степени конкурентные преимущества России основываются на таких факторах, как рабочая сила и передовые технологии.

В этих условиях механизм государственного регулирования внешней торговли в предстоящий период следовало бы настроить та­ким образом, чтобы, с одной стороны, не возникали дополнительные препятствия для экспорта и импорта товаров и услуг в целом, и с другой — усилилась бы выборочная поддержка отдель­ных секторов отечественного производства и внутреннего рынка с помощью общепринятых инструментов.

Повышение степени защиты внутреннего рынка не должно выходить за принятые в мировой практике рамки ограничений импорта; в противном случае России не избежать ответных мер со стороны стран-партнеров и возникновения новых трудностей в переговорах о ее вступлении в ВТО.

Отечественных производителей необходимо поддержать мера­ми, дающими импульс расширению их выхода на внешние рын­ки. Производству экспортной продукции следовало бы предоста­вить, условно говоря, режим наибольшего благоприятствования в кредитовании и выдаче государственных гарантий, налогообло­жения, получении валютных ресурсов на цели развития и т.д.

Целесообразно также объединить усилия отечественных экс­портеров и экономической дипломатии в целях достижения дого­воренностей с промышленно развитыми странами о смягчении действующих и периодически возникающих новых ограничений на ввоз российской продукции.

Очевидной представляется также необходимость корректиров­ки политики управления валютным курсом. На нынешнем этапе к курсу рубля следовало бы, видимо, подходить не только как к макроэкономическому индикатору, по динамике которого оце­нивается состояние народного хозяйства, но как к важному инст­рументу внешнеэкономического обмена с заграницей.

С учетом сдерживающего влияния нынешнего курса на масштабы импорта было бы желательным с помощью мер информационного и техно­логического воздействия на валютный рынок и интервенций ЦБ России несколько повышать реальную рыночную стоимость рубля. Предел такого повышения — сохранения рентабельности экспорта важнейших товаров с учетом их таможенного обложения.

После некоторого удорожания рубля задача управления кур­сом должна состоять в обеспечении его относительной стабиль­ности в режиме «плавания». Под такой стабильностью понимается плавная девальвация рубля в точном соответствии с темпами ин­фляции или в соответствии с величиной превышения нацио­нальных темпов инфляции над зарубежными.

При этом соотно­шение между рыночным курсом рубля и паритетом его наступа­тельной способности должно сохраняться в диапазоне 40 — 50%. Плавная девальвация, как показывает практика других постсоци­алистических стран, — реальная задача. Например, в Польше до недавнего времени курс злотого ежемесячно девальвировался на 0,3% при годовой инфляции примерно 10%.

С помощью целенаправленного воздействия на курс рубля, дополненного регулированием цен на продукцию и услуги естественных монополий, можно было бы поддерживать необходи мый уровень ценовой конкуренции отечественных экспортных и замещающих импорт товаров.
Трудности, которые сейчас испытывает Россия в привлечении внешних источников финансирования по официальным каналам, усиливает необходимость расширения притока прямых иностран­ных инвестиций в отечественное производство и транспортную инфраструктуру.

Заметный импульс этому могло бы дать совершенствование и принятие новых законодательных норм, регулирующих деятель­ность иностранного капитала в стране. Речь идет, в частности, о сотрудничестве с иностранными партнерами в рамках соглаше­ний о разделе продукции, режиме функционирования предприя­тий с иностранным участием, ведении концессий, участия ино­странного капитала в отечественной банковской системе и других вопросах деятельности зарубежных инвесторов. Важно было бы также обеспечить стабильность действующего законодательства и не допускать ухудшения условий функционирования иностран­ного капитала «задним числом».

Стимулировать приток прямых иностранных вложений в на­родное хозяйство при неблагоприятном в целом инвестиционном климате в стране — высокой налоговой нагрузке на предприятия, дороговизне кредита, не прекращающемся росте цен на произ­водственные ресурсы, нестабильности банковской системы — достаточно сложная, но решаемая задача.
В зарубежных странах это делается в основном двумя способа­ми: предоставлением иностранным инвесторам различных льгот (финансовых, фискальных и прочих) либо гарантий политиче­ского и финансового характера, закрепляемых в законодательстве. Понятно, что предоставление льгот сопряжено с бюджетными потерями, которых можно избежать при обеспечении гарантий.

В нынешних условиях целесообразно использовать и тот, и дру­гой способы, соразмеряя финансовые возможности федерального и регионального бюджетов с масштабами расширения льгот и финансовых гарантий инвесторам. Без такой компенсации вовлечь иностранный капитал в реализацию сколько-нибудь значитель­ных проектов проблематично. Это подтверждается примером про­екта сборки автомобилей на создаваемом совместном предприятии «Нижегородмоторс». Известно, что «Фиат» подписал согла­шение с «ГАЗом» только после решения российского правитель­ства о предоставлении создаваемому предприятию таможенных льгот.

Известно, что лучшей является не та политика, которая обе­щает больший эффект, а та, которую можно реализовать. В бли­жайшей перспективе изменения внутренних и внешних условий развития народного хозяйства накладывает определенные ограничения на внешнеэкономическую политику.

Ее акценты объек­тивно смещаются с прежней доминанты — усиления открыто­сти — на другие задачи, которым в последние годы уделялось недостаточное внимание: это — совершенствование инструмен­тов регулирования экспорта и импорта применительно к задачам структурной перестройки экономики; больший учет интересов субъектов хозяйствования. Такой перенос акцентов с ориентаци­ей на повышение конкурентоспособности мог бы в наибольшей мере способствовать преодолению полосы кризисного развития как в экономике в целом, так и во внешнеэкономических связях в отдельности, выходу страны на траекторию роста.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)