Принципы и формы развития международной торговли

Основные принципы организации международной торговли и их влияние на структуру мировой экономики. Одна из причин между­народной торговли заключается в том, что фирмы какой-либо страны не в состоянии производить продукты, пользующиеся спро­сом у внутренних покупателей.

Недоступность может быть постоянной или временной. Она может существовать длительный период или определенный про­межуток времени. Постоянная недостаточность сырья может возникнуть вслед­ствие геологических условий в стране. Например, если в стране отсутствуют месторождения железных руд, она будет вынуждена их импортировать. Страна, климат которой не позволяет выращи­вать кофе, бананы, чай, хлопок, должна импортировать эти товары (если, конечно, не хочет отказаться от их использования).

Государства, располагающие определенными видами продук­ции, по естественным причинам имеют так называемые резерв­ные ресурсы. Благодаря международной торговле страна способна использовать для анализа закономерностей внешней торговли тор­говлю развивающихся стран. В этом случае международная торгов­ля может быть объяснена как международный обмен избыточны­ми товарами.

Неспособность отечественных компаний производить опреде­ленные товары далеко не всегда объясняется естественными усло­виями. Дело в том, что экономическое развитие различных стран отличается неравномерностью. Несмотря на лежащие в основе развития различия, экономики отдельных стран проходят определенные стадии, что ведет к воз­никновению так называемой «торговли по причине технологи­ческих разрывов»: с одной стороны, ее наличие может иметь ме­сто, если фирмы данной конкретной страны неспособны производить определенный товар или группу товаров; с другой — такая определенная торговля существует, если в среднесрочном перио­де экономика характеризуется отсутствием технологических возможностей производить определенные виды товаров.

Рассматривают два вида причин технологичных разрывов.

1. Существенные различия в стадиях развития. Во-первых, годы начала подъема или индустриализации стран могут не совпадать, т.е. моменты начала подъема различных стран характеризуются временными разрывами; более того, скорость приближения к об­щим темпам роста может быть различна и для развитых стран.

Во-вторых, в соответствии с так называемым законом Фурасье национальные экономики традиционно подразделяются на сек­торы: сельское хозяйство, промышленность и услуги. Распределе­ние же рабочей силы по секторам зависит от стадии развития эко­номики (рис. 15.2).

В-третьих, согласно закону стадий Хоффмана, который опи­сывает переход от экономики потребительских благ к экономике инвестиционных благ в зависимости от стадии экономического развития, страна переходит через период высокого производства потребительских благ на единицу производства инвестиционных благ к периоду резкого сокращения производства потребитель­ских благ по отношению к производству инвестиционных.

Например, в развивающихся странах отношение «потребление — инвестиция» является очень высоким (большая часть общего объема производства предназначена для потребления). Закон стадий Хоф­фмана справедлив и для развитых стран, в которых наблюдается противоположная ситуация (рис. 15.3). Следовательно, на первой стадии развития в экономике доми­нируют отрасли, производящие потребительские товары, в то время как на второй стадии в ней преобладают отрасли, произво­дящие инвестиционные блага.

Если страна находится на ранней стадии развития, то спрос на товары отдельных отраслей, в осо­бенности производящих инвестиционные блага, не может быть удовлетворен отечественными производителями. Дефицит необ­ходимых инвестиционных благ должен восполнять импорт. По мере того как экономика становится более развитой, т.е. переходит к преимущественно промышленной стадии развития, увеличиваются возможности производства товаров внутри страны и замены им­порта растущим отечественным производством.

Если товары продолжают импортироваться на более развитых стадиях индустриализации, это говорит о том, что важнейшим фактором международной торговли (в данном случае импорта) становятся высокие издержки производства данного вида товара (товаров) внутри страны.

2. Недостаток инноваций внутри страны. Международная тор­говля возникает не только потому, что страны проходят через различные стадии развития, но также и из-за уровня развития технологии. Технологические различия часто проистекают из су­ществующей среди поставщиков конкуренции за инновации; ком­пании стараются изобрести и применить наименее дорогостоя­щие способы производства для того, что бы реализовать преиму­щества в издержках и увеличить прибыли.

Однако процесс распространения новых технологий делает возможным копирование изобретений и применение их в произ­водстве внутри страны. В результате процесса распространения и копирования число фирм, предлагающих новые продукты, уве­личивается. Возрастает и число компаний, продукция которых может быть востребована на международных рынках. Следователь­ но, прибыли фирм снижаются. Они могут вновь повышаться только за счет повышения эффективности производственного процесса, т.е. очередного внедрения в производственный процесс новых изо­бретений или новых технологий.

Конкурентные преимущества по причине технологических сдви­гов могут быть устранены имитаторами только по прошествии некоторого времени. Речь идет о так называемом «имитационном лаге», который характеризует отрезок времени до того, как необ­ходимые ноу-хау станут доступными внутри стран. Более того, предлагаемые зарубежными производителями новые продукты или новые технологии часто являются недоступными для отечественных компаний из-за правовых норм. В таком случае внутренний спрос может быть удовлетворен только с помощью импорта.

Аналогично, предлагаемые отечественными производителями новые продукты или технологии могут быть использованы или внедрены в зарубежных странах по прошествии определенного периода времени. В случае, если на эти продукты или технологии существует определенный спрос, то они должны быть импорти­рованы. Причина этого вида международной торговли может быть объяснена недоступностью технологий или товаров в течение опре­деленного промежутка времени.

Таким образом, если страны сталкиваются с нехваткой совре­менных технологий, они должны покупать их на мировых рынках. В то же самое время другие страны работают над следующими инновациями. Поэтому для процессов их разработки и внедрения характерна определенная цикличность.

Неспособность отечественных производителей удовлетворить внутренний спрос вне зависимости от издержек и цен возникает не только по описанным выше причинам. Несмотря на все взаи­мозависимости между экономиками различных стран мира, конъ­юнктурные циклы не всегда совпадают по времени, они не сим­метричны. Например, если производственные возможностика­ кой-либо страны задействованы полностью и возникает дополни­тельный внутренний спрос, то он перемещается на международ­ные рынки, где и удовлетворяется зарубежными фирмами.

Про­истекающая отсюда международная торговля может рассматриваться как разновидность моделей «выхода на зарубежные рынки для реализации избытка», объясняющая международную торгов­лю различиями в конъюнктурных циклах, и, таким образом, связывающая ее с наличием избыточных производственных мощностей.

Существует еще одна важная причина, объясняющая, почему страны обмениваются товарами между собой. Она заключается в различии количества факторов производства и производительно­сти труда на территории разных стран. Эти различия обусловлива­ют сравнительные преимущества отдельных стран в стоимости производства товаров.

Международная торговля, вытекающая из преимуществ в издержках, называется рикардианской торговлей (великий экономист Д.Рикардо первым объяснил причины международной торговли с помощью относительных преимуществ в издержках производства).
Согласно закону сравнительного преимущества Рикардо, двум странам всегда выгодно торговать, если они специализируются на выпуске товара, по которому они обладают максимальным абсолютным преимуществом, или минимальным абсолютным про­игрышем.

Закон можно продемонстрировать следующим примером. Рас­смотрим две страны — партнера по обмену (Север-Юг), а также две отрасли или два товара (автомобили и текстиль).  Данные, характеризующие трудоемкость изготовления и срав­нительные преимущества в издержках производства приведены в табл. 15.2.

Из табл. 15.2 следует, что Север имеет абсолютное преимуще­ство в производстве обоих товаров, однако его эффективность в производстве автомобилей в 4 раза выше, чем Юга (3 ч против 12), но только в 1,33 раза выше в производстве текстиля (6 против 8). Поэтому Север обладает сравнительным преимуществом в выпус­ке автомобилей, а Юг — в производстве текстиля.

По стоимости выбора, т.е. сокращения производства одного товара в целях увеличения производства другого, можно устано­вить следующее. Если Север решит выпустить дополнительную единицу автомобилей, он вынужден будет изъять 3 ч из текстильного производства, что хватило бы для выпуска 0,5 единиц тек­стиля. Это значит, что стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля для Севера составит: = 3/6 = 0,5. Для Юга стоимость выбора автомобилей в единицах текстиля равна: = 12/8 = 1,5 ед.

Стоимость выбора текстиля в единицах автомобилей для Юга составит: = 8/12 = 0,66 ед.
Таким образом, стоимость текстиля в единицах автомобилей ниже на Юге, чем на Севере, и, наоборот, автомобили в едини­цах текстиля дешевле производить на Севере, чем на Юге. Очевидно, что Север заинтересован в специализации на производ­стве автомобилей и их обмене на текстиль, произведенный на Юге.

Анализ двух стран можно легко распространить на несколько стран. В этом случае выстраивается иерархия сравнительных пре­ имуществ, при которой страны с минимально относительными издержками специализируются в первую очередь на товаре, кото­рый они способны производить с минимальными относительны­ ми издержками, а затем на остальных товарах. Мировой спрос будет распределяться между странами, специализирующимися на данном товаре, и всеми остальными странами. Такая иерархия может пересматриваться по мере появления новых сравнительных преимуществ.

В реальной жизни этот принцип применяется точно так же, как и в рассмотренном примере. Например, если сопоставить стои­мость производства в черной металлургии, то можно выявить, что наибольшие преимущества в 1984 г. имели Южная Корея и Испа­ния. Страны с повышенными издержками (такие, как США и Фран­ция) испытывали затруднения со сбытом своей продукции, их за­воды работали с неполной загрузкой мощностей. В 1998— 2000 гг. преимущества в черной металлургии имела Россия, что даже привело к введению в США ограничений на экспорт стали из России.

Последующее уточнение закона Рикардо получило свое раз­витие в модели Хокшера-Олина, где в качестве источника срав­нительных преимуществ выступают различия в обеспеченности стран факторами производства. Предприятия (как и страны) не наделены одинаковым относительным количеством факторов про­изводства и, следовательно, не могут производить товары с рав­ными относительными издержками. При этом учитываются два фактора производства — капитал и труд.

Теория Хеккера-Олина гласит: страна может реализовать сравнительные преимущества в той отрасли, в которой относительно избыточный фактор ис­пользуется интенсивно. Каждая страна экспортирует те товары, для производства которых она обладает избыточными фактора­ми производства, а импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Разница в относительной стоимости факторов производства влияет на цену товара в соответствии с относительной насы­щенностью отрасли этими факторами. При этом даже если стра­ны обладают одинаковой технологией, они не всегда применя­ют одни и те же методы производства. По конкретному товару, например, текстилю, производители могут выбрать один из мно­гих более и менее капиталоемких методов, комбинируя труд ра­бочих (Т) и использование станков (К). Так, одежду могут делать либо один рабочий и три станка, либо двое рабочих и два стан­ка, либо трое рабочих и один станок.

Производители на Севере будут заинтересованы выбрать метод производства, насыщенный капиталом, из-за высокой цены на рабочую силу и избытка стан­ков, тогда как производители на Юге скорее выберут метод, насыщенный трудом ввиду избытка рабочей силы и высокой стои­мости станков.

Развитые индустриальные страны относительно более насы­щены капиталом, чем новые индустриальные страны, которые, в свою очередь, по насыщенности капиталом опережают развиваю­щиеся страны, а те, в свою очередь, оставляют позади наименее развитые страны.
Сравнительные преимущества становятся двусторонними. В ча­стности, новые индустриальные страны обладают сравнительным преимуществом в производстве трудоемких товаров перед разви­тыми странами и капиталоемких товаров перед развивающимися странами.

Страна, которая быстро наращивает запас капитала путем по­стоянного масштабного инвестирования, может быстрее прибли­зится к относительной избыточности капитала, чем ее торговые партнеры. Если запас капитала растет при неизменном количестве труда, то стоимость капитала падает, и цены на товары, насыщенные капиталом, также снижаются. Это положение известно как теоре­ма Рыбченского, которая формируется следующим образом: когда в стране наблюдается рост одного из факторов производства, то увеличивается выпуск товара, наиболее насыщенного этим фактором, и сравнительные преимущества страны снижаются в сторону данного товара.

Наращивание капитала влечет за собой появление сравнитель­ных преимуществ по товарам, насыщенным капиталом. Страна с ростом капитала может повышать уровень сравнительных преиму­ществ быстрее, чем другие страны, и изменить специализацию, перейти от производства трудоемких товаров к товарам, насы­щенным капиталом. В Японии и новых индустриальных странах произошла такая эволюция.

Интернационализация рынков и компаний. Международная тор­говля осуществляется предприятиями-компаниями. Компании могут обосновываться за рубежом, чтобы лучше контролировать свои внешние рынки или источники снабжения; образовывать за рубежом торговые и производственные филиалы.

Предприятие, которое полностью или частично производит свои товары за границей в различных странах мира, называется многонациональной компанией (МНК). Такое производство яв­ляется основой интернационализации хозяйственной деятельно­сти, оно требует создания филиалов в других странах.

Интернационализация производства, как правило, вытекает из долгосрочной международной стратегии предприятия. Согласно этой стратегии компания может пройти целый ряд организацион­ных стадий и этапов — региональных, межрегиональных и меж­дународных. На последней стадии происходит глобализация стра­тегии, при которой все страны начинают рассматривается как единый рынок компании, которая становится международной (транснациональной).

Международная деятельность компаний обычно получает раз­витие, если существует возможность разделить продукт или про­цесс на части. Чем сложнее продукт, чем большее число деталей или узлов, которые можно производить автономно друг от друга, он включает, тем более вероятно международное разделение про­изводственных процессов.

Делимость продукта на части позволяет производить каждую из деталей в некоторой отдельной стране. Производство подразде­ляется в международном масштабе, связи с чем и возник термин международное разделение производственного процесса (МРПП). Так­же это явление порождает международную торговлю отдельными деталями или полуфабрикатами и реэкспорт — обратный вывоз готовой продукции после сборки.

Постепенно транснациональная компания (ТНК) создает свою международную сеть по разработке, производству и реализации продукции. Отношения между филиалами и материнской компа­нией на международном уровне порождают внутрифирменную международную торговлю. Отношения с другими компаниями способствуют развитию межфирменной торговли и часто связаны со снабжением сырьем или реализацией готовой продукции.

Транснациональные компании являются центральным звеном обширной сети международного обмена благодаря своим контракт­ным связям с другими компаниями или отношениям со своими филиалами. Такая форма организации международной торговли осуществ­ляется обычно в виде прямых зарубежных инвестиций.

Это: капи­таловложения, осуществленные в целях создания филиала или приобретения контроля над предприятием за границей; возмож­ность, которая определяется долей в активах предприятия, при­надлежащей инвестору. Величина этой доли позволяет отделять в долгосрочных потоках капитала портфельные инвестиции от пря­мых. Портфельные инвестиции считаются международными вло­жениями капитала, но они не дают контроля над объектом инвестирования.

Прямые инвестиции связывают с обладанием инвестором права принимать решения на приобретенном или созданном за рубежом предприятии. Как правило, прямое зарубежное инвестирование требует не только перевода финансовых средств, но одновременно и передачи технологий и вовлечения человеческого капитала (ра­ботников компании) в процесс производства за границей.

Прямое зарубежное инвестирование стало быстро развиваться начиная с первой трети XIX в. В 1870 г. прямые инвестиции состав­ляли примерно 40 % всех долгосрочных вложений международных капиталов. В предшествующий период их основной формой оста­ вались портфельные инвестиции.

Две мировые войны и мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. привели к переменам в прямом международном инвести­ровании. Инвестиции в страны Европы сократились, вложения в Россию полностью прекратились. 1960—1970-е гг. стали эпохой колоссального роста международных инвестиций. По данным ООН с 1960 по 1978 г. объем международных капиталовложений увели­чивается с 66 до 380 млрд долл., т. е. практически в шесть раз. В этот период США заняли доминирующие позиции в качестве страны происхождения капитала.

Столь же существенно менялась ситуация по странам, прини­мающим инвестиции. Развивающиеся страны перестали быть наи­более привлекательным объектом капиталовложений. В 1960 — 1971 гг. на их долю приходилось не более 30 % мировых инвестиций, тогда как развитые страны получили 65 % всех вложений. Такое положение сопровождалось структурной эволюцией инве­стиций, которые все активней направлялись в промышленное про­изводство.

В настоящее время прямые международные инвестиции осуще­ствляются главным образом между развитыми странами. Из раз­витых стран исходит 97 % капитала и в развитые страны поступает 75 % инвестиций. В последние годы США стали новым лидером по приему международных капиталовложений. Переломным момен­том в этом отношении стал 1988 г., когда размер иностранных инвестиций в США впервые превысил объем американских инвестиций за рубежом (соответственно 329 и 327 млрд долл.).

Начиная с 1980-х гг., наметилась третья волна интернациона­лизации капитала — появились фирмы, называемые многонацио­нальными компаниями стран «третьего мира». Эти компании соз­давались преимущественно в новых индустриальных странах, та­ких, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Бразилия, Мексика, но они также возникали и в менее развитых странах — в Индии и Турции. В 1980 г. 960 компаний из стран «третьего мира» имели примерно 2000 филиалов по всему миру. Уже в 1990 г. число материнских компаний, основанных в развивающихся странах, оценивалось в 2700.

Южная Корея, где находятся свыше 1000 материнских компа­ний, является ведущей страной происхождения многонациональ­ных фирм. Например, в 1967 г. в Южной Корее была создана ком­пания «Дэу», в которой тогда работали всего 30 чел., выпускав­шая иглы для швейных машин и продававшая за рубеж текстиль­ную продукцию на сумму примерно 600 тыс. долл. в год. Уже через 20 лет эта компания имела 120 тыс. работников и ежегодно экс­портировала товаров на 3,4 млрд долл., что составляло 10 % всего южнокорейского экспорта. В настоящее время компания «Дэу» имеет филиалы во многих европейских странах.

Усиление кризисных явлений середины 80-х гг. в ряде развива­ющихся стран сильно повлияло на международную торговлю в этих регионах. Увеличилась степень риска, связанного с создани­ем там филиалов ТНК, а, следовательно, снизились темпы пря­мых иностранных инвестиций. Крупные корпорации стали прибе­гать к более гибким видам взаимодействия с партнерами из раз­вивающихся стран. В отличие от прямых инвестиций компании в данном случае вообще не делают вклада в акционерной форме, а обеспечивают предприятие различными видами активов и услуг на контрактной основе. Наиболее распространенные формы тако­го участия — лицензионные соглашения, контракты на управле­ние, инжиниринг, франчайзинг и др.

Характерная черта лицензионных соглашений состоит в том, что корпорация, предоставляющая технологию, юридически оста­ется ее собственником, что препятствует дальнейшему распрост­ранению технологических новшеств, поступивших в распоряже­ние компаний лицензиата. Такие соглашения зачастую содержат условия, создающие дополнительные обязательства для компа­нии — пользователя технологии.

Они касаются закупок оборудо­вания, полуфабрикатов и запасных частей у корпорации поставщика. Это позволяет ТНК извлекать дополнительные прибыли, устанавливая монопольно высокие цены, а также дает возмож­ность расширить свое присутствие на новом рынке с минималь­ным риском, стимулирует продажу лицензий и законодательные ограничения, существующие в некоторых странах на использова­ние прямых иностранных инвестиций в отдельных отраслях.

Контракты типа «инжиниринг» обычно предусматривают два вида услуг: инженерно-консультационные и строительные. В пер­вом случае зарубежная корпорация консультирует заказчика на стадии подготовки строительства — выбор оптимального проек­та, составление системной документации и т.д. Этот вид инжини­ринговых соглашений получил широкое распространение, так как предусматриваемый ими объем работ не связан со строительной корпорацией, знакомой с условиями страны, где будет осуществ­ляться строительство.

Что касается второго вида контрактов, то подрядчиками вы­ступают достаточно мощные корпорации, имеющие финансы в стране компании-заказчика; ТНК, как правило, выполняет весь цикл строительных работ и часто осуществляет поставку и мон­таж оборудования (контракт «под ключ»). Такая форма междуна­родных отношений дает развивающимся странам возможность расширить национальную производственную базу без затрат собственных технических ресурсов. Кроме того, в отличие от лицен­зионных сделок, передача технологии в этом случае носит комп­лексный характер, а производственные мощности переходят в полную собственность местного партнера.

Рассмотренные формы международной торговли, связанные с экспортом технологии в овеществленном виде, часто дополняют­ся контрактами на передачу фирмам развивающихся стран неося­заемых активов (опыта управления и организации производства, товарного знака и т.п.).

Заключая, например, контракты на управление, ТНК факти­чески получают возможность проводить на предприятии-заказчи­ке выгодную им политику, не обладая правом собственности на это предприятие. Такое преимущество особенно актуально для ТНК, которые стремятся снизить риск, действуя в малоизучен­ной экономической обстановке.

Контракты на управление применяются в добыче и переработ­ке сырья, в организации морских и авиаперевозок, в сфере услуг (эксплуатация гостиниц, ресторанов, здравоохранение). В частно­сти, в среде здравоохранения ТНК США осуществляет управле­ние без права собственности на 22% всех госпиталей, функцио­нирующих при их участии в «третьем мире».

Консалтинг, т.е. консультирование местных фирм специали­стами ТНК, носит разнообразный характер. Бухгалтерские фирмы США «Эрнест Винней», «Артур Янг», «Прайс Уотерхаус» имеют каждая свыше 300 филиалов в развивающихся странах и консуль­тируют местные фирмы по ведению бухгалтерского учета и отчет­ности. Наряду с услугами по управлению и консалтингу ТНК по­могают готовить местный персонал.

Например, «Американ Экс­ пресс» финансировала программу подготовки персонала отелей, ресторанов, магазинов в Доминиканской республике. Программа была настолько эффективной, что потом была использована в Бразилии, Венесуэле, Мексике. Осуществляя такие программы, ТНК становятся популярными среди местного населения, созда­ ют себе социальную поддержку, а принимающая сторона получа­ ет квалифицированные кадры без собственных финансовых за­ трат.

Контракты типа франчайзинг — это деловое соглашение, по которому одна сторона предоставляет свою репутацию (товарный знак, фирменное наименование), техническую документацию, проводит экспертизу, а другая вносит капитал и организует реа­лизацию товаров и услуг под маркой первой стороны. По суще­ству — это одна из форм маркетинга, при которой «родитель­ская» компания предоставляет дочерней фирме либо стороннему предприятию право, привилегию, позволяющую делать бизнес с использованием своего товарного знака в предписанных условиях в течение определенного времени и в определенном месте.

Эти контракты предоставляют различную степень интеграции партнеров, вплоть до выработки общей рыночной стратегии, ис­пользования общих стандартов и осуществления совместного кон­троля качества вырабатываемой продукции или услуг. Для прини­мающей стороны соглашения позволяют полнее насытить внут­ренний рынок товарами и услугами, а для ТНК — распространить свою торговую марку на новом рынке. Чаще всего эти соглашения дополняются контрактами на управление или консалтинг, а в некоторых случаях инжиниринговыми соглашениями.

В целом практика использования неакционерных форм инве­стирования свидетельствует о гибком подходе корпораций к со­трудничеству. Не следует рассматривать акционерные и неакцио­нерные формы деятельности как взаимоисключающие. Очень ча­сто контрактные формы взаимоотношений фирмы и местного парт­нера является составной частью соглашения о создании совмест­ного предприятия. В этих случаях ТНК может контролировать де­ятельность предприятия, даже не владея контрольным пакетом акций. Чаше всего корпорация заключает контракты на управле­ние или консалтинг, а также лицензионные соглашения, и наря­ду с получением дивидендов, как акционер, получает платежи за предоставленные активы или услуги.

Неакционерные формы часто используются ТНК как подгото­вительный этап для последующего инвестирования в акционер­ной форме. Такая политика позволяет снизить риск, связанный с созданиями нового предприятия. Если проект окажется жизнеспо­собным, ТНК не будет в убытке, так как получит фиксированные выплаты за предоставленные на контрактной основе активы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)